Ситуация на таможнях РФ

Последние тенденции на таможне. КТС. Что делать покупателю?

В Россию пришёл кризис- это признано всеми, в том числе и официальными властями.

В связи со снижением доходов в бюджет РФ, в частности по сборам налогов по импортным товарам, пристальное внимание государства было обращено на таможенные органы. Как следствие этого - проверки региональных таможен, постов, импортеров и грузов. Цель у всех проверок одна - увеличить поступления в бюджет любой ценой.

Крайними после всех этих мероприятий остаются импортёры и покупатели. Как всегда.

На даннный момент особое влияние на деятельность компаний-импортеров оказывают следующие факторы:

  • идущее сокращение количества таможенных постов (в Москве, например, ликвидировано более 25 таможенных постов, в регионах - порядка 50)
  • политика перевода таможенного оформления к границам РФ
  • централизация базы таможенных стоимостей товаров по кодам ТН ВЭД, их повсеместное повышение
  • активная борьба с фирмами-однодневками
  • борьба с оффшорами за счет корректировки таможенной стоимости товаров (по практике, таможенная стоимость товара по контрактам через офшорную фирму, увеличивается на 25-100% от цен, зафиксированных в таможенной базе)
  • большое количество выездных проверок с целью контроля деятельности региональных таможен. Последняя августовская проверка СЗТУ (Северо-Западного Таможенного Управления) - беспрецендентная по своему размаху и последствиям для импорта через Балтийскую таможню.

При импорте основным партнером компаний-импортеров является таможенный брокер — организация, профессионально оказывающая услуги по таможенному оформлению товара.

Бизнес большого числа таможенных брокеров основан на том, что для конечного покупателя организуется импорт на технического импортёра по заниженным ценам.

Однако, при этой схеме Покупатель несет риски по платежам:

  • НДС - т.к регулярно в ходе проверок фирмы-однодневки ликвидируются, налоговая инспекция отказывает Покупателю в возмещении НДС.
  • Платежи за купленный товар - ЦБ продолжает борьбу с банками, отправляющими деньги за рубеж нелегально. При ликвидации такого банка, или фирм-однодневок при нём, Покупателю некому предъявлять претензии. Деньги пропадают вместе с банком.
  • Размер таможенных платежей на «серого» импортёра. В ходе таможенного оформления отдел ОКТС таможни может произвольно повысить инвойсную стоимость товара, и, соответственно, доначислить платежи. Поэтому перед началом оформления брокер информирует покупателя о сумме предполагаемых платежей. Но никогда не гарантирует, что они будут такими.

В настоящее время «серые», непрямые контракты попадают под пристальное внимание таможенников и доказать, что товар стоит именно столько, сколько заявлено в ГТД и инвойсе, практически невозможно.

Таможня автоматически производит КТС (коррекцию таможенной стоимости) на 25-50% вверх, и требует оплату пошлины и НДС от новой цены. Судиться с таможней от имени «серого» импортёра, естественно, никто не станет. Требуемые таможней документы для подтверждения стоимости предоставить от такого импортёра невозможно.

Вернуть излишне перечисленные на таможню средства будет можно. По суду, через 4-6 месяцев минимум . Естественно, в рублях РФ, без учета курсов валют и убытков импортёра. И только в случае импорта на «белую» компанию.

Брокер в такой ситуации разводит руками, предлагая покупателю или бросить товар на таможне, или произвести доплату. Пока решается вопрос о стоимости, товар в контейнере или в автомобиле стоит на таможне. Хранение при этом никто покупателю не компенсирует.

В результате такого импорта хозяин товара останется наедине со своими убытками.

В настоящее время, в связи с тем, что таможенная стоимость товара (цена инвойса, от которой рассчитываются пошлины) приблизилась к реальной, а по огромному числу позиций даже превышает её, смысл в сером импорте постепенно исчезает. Особенно это касается товаров из Китая.

В случае прямых контрактов с производителем — даже при желании таможенников скорректировать стоимость товара существует реальная возможность доказать свои закупочные цены, предоставив требуемые таможней документы, сертификаты, экспортные декларации.

Поэтому в новых условиях российскому покупателю остаётся:

  • Самому становиться импортёром, регистрироваться на таможенном посту и везти товар на себя, имея на руках комплект документов, подтверждающих реальную стоимость товара. В таком случае у брокера останется только техническая работа по подаче и выпуску ГТД, а фирма-экспедитор осуществит доставку товара до склада покупателя. Все платежи становятся официальными, никакого риска при работе с банками нет.
  • Если предприятие не желает самостоятельно заниматься незнакомым делом, связанным с внешнеторговой деятельностью (ВЭД), то можно воспользоваться схемой аутсорсинга. В таком случае, товар приобретается в РФ за рубли у компании- импортёра, осуществляющего ввоз и таможенное оформление под свою ответственность, но за небольшое комиссионное вознаграждение. Преимущества и удобства этой схемы описаны тут.